автор: Алексей Разинков.
Манипуляции на переговорах. Простые мысли.
Однажды я разбирал с клиентом манипуляции на переговорах и в конце общения пришел к простым мыслям.
1. Переговорщиков, которые правильно используют «нечестные» приёмы, нельзя назвать плохими людьми. Главное слово в этом пункте — правильно, то есть инструмент применяют верно в нужное время, к месту и оппоненту. Однако манипуляции от этого не становятся святыми, а переговорщики хорошими. Мастер своего дела обходиться.
2. Существует и польза. Например, с помощью некоторых приёмов, можно осадить наглых людей. К слову приёмом «Кранч» (от англ.crunch – хруст).
3. Манипуляции делают человека «маленьким», так как приводят в замешательство. Лишают его времени, пространства и четкой мысли. За счёт этого жертва совершает ошибки, что и требуется другой стороне.
Как видно из этого, главной целью манипуляции является подавление вас, как личности и переключение в режим некоторой неосознанности. Так легче управлять и добиться нужного решения.
Стандартным определением манипуляции на переговорах является — скрытое психологическое воздействие на участника переговоров, с целью добиться от него какой-то выгоды, которая противоречит его интересам.
Отсюда видно, что у манипуляции есть свои определенные черты, которые нужно знать.
Сюда входят:
1. Психологическое воздействие.
Нужно понимать, что воздействие должно быть направлено на внутреннее состояние, мир или эмоцию. Здесь не нужно путать манипулирование с уловками. Например, мой обман не будет являться напрямую психологическим воздействием, так как он идет в русле переговоров и здесь нет психологического воздействия. Например, когда собеседник уходит в сторону от темы. Вы ему про Ерему, а он вам про Фому. Это не является манипулированием, так как это не психологическое воздействие.
2. Насильственный характер воздействия.
А вот второе, это важный аспект, насильственный характер. Психологическое воздействие направленное против воли человека. Я этого не хочу, но меня принуждают это делать.
3. Скрытый характер. Грамотная манипуляция никогда не становится явной и очевидной.
4. Цель. Всегда существует какая-то цель. Я сделал комплимент, чтобы вы растаяли и согласились со мной, подписали контракт, приняли мою точку зрения. За комплиментом стоит цель — получить от вас контракт.
Разберем пример. Вы обычный менеджер по продажам и приходите на переговоры к клиенту. На другой стороне переговорного стола сидит коммерческий директор. Вроде вы и начали дружелюбно разговор и настроены на продуктивный лад. Вдруг, собеседник говорит: «Послушайте, а у вас должность какая?» Вы отвечаете, что вы простой менеджер по работе с клиентами и в ответ слышите такую фразу: «Ну, это какое-то неуважение ко мне и нашей компании, послать на встречу с коммерческим директором обычного менеджера. Как вы вообще представляете такие переговоры?»
Вот это уже будет манипулированием. Потому что, есть несколько важных аспектов.
Психологическое воздействие есть — конечно, я расстроен. Выбили из колеи своим статусом. Вызвали чувство вины. Присутствует ли насильственный характер? Безусловно. Против моей воли хотят сбить весь мой настрой к переговорам и заставить слушать собеседника. Он же выше по должности. Разве я хотел этого? Нет.
Есть ли скрытый характер? Конечно да. Это выглядит, как вроде бы и некоторое недовольство, и вроде бы ничего такое нет, но при этом имеется цель. Человек хочет ввести меня в состояние замешательства, выбить тем самым почву из-под ног.
Ну а дальше, диалог пойдет по заготовленному сценарию. Где, он думает: «Парень в ступоре, чувствует вину, и пока он в таком состоянии — я получу для нас хорошие преференции. Он будет делать то, что мне нужно».
После встречи, вы так можете и не понять, что же произошло, поэтому, нужно изучать и понимать манипуляцию.
PS. Всё же это инструмент подавления и лучше его не использовать на деловых встречах, но знать нужно, чтобы не играть в чужие игры.